Отель и музей "Легенды СССР"
Добро пожаловать в СССР

М-1, «Эмка»

М-1, «Эмка»

IMG_0040
М-1, «Эмка» — советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год.
В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей.
Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко.
Всего было изготовлено 62 888 экземпляров.
Основная масса автомобилей была окрашена в чёрный цвет с узкой красной полосой вдоль борта (цировкой) — именно так окрашен, например, экземпляр, хранящийся в заводском музее ГАЗ.
Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие сорта дерева (окраской по металлу — очень популярный в те годы тип отделки), сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного сукна (типа шинельного).
Эксплуатация в такси: Изначально планировался запуск в производство специальной версии-такси. От обычной машины ее отличал фонарь «Такси» над лобовым стеклом, багажник в задней части машины и запасное колесо, перенесенное на левое крыло. Однако в серию этот вариант не пошел, и в такси работали обычные «эмки», оснащенные таксометром.
В 1936-46 гг. М-1 был основным советским таксомотором. К примеру, в таксопарки Ленинграда первые 20 машин этой марки поступили уже в первом квартале 1936 г. На сентябрь 1939 г. в Минске насчитывалось 20 такси М-1, в Ленинграде — 465, в Москве — 2740. Последние таксомоторы М-1 были выведены из эксплуатации в 1946-47 гг.
В 1937 году М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже.
Буква «М» в индексе модели возникла оттого, что завод стал носить имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотова. Отсюда возникло народное прозвище М-1 — «Эмка».[источник не указан 808 дней]
Одна из деталей подвески ГАЗ-11-73 выпускается до сих пор. Это резиновая втулка рычага и проушины стойки заднего амортизатора, номер по каталогу 11-18078.
Автомобиль ГАЗ-11-40 (фаэтон) выступил в роли волшебного летающего автомобиля в кинофильме Светлый путь.
В М-1 погиб командующий эскадрой Балтийского флота вице-адмирал Валентин Дрозд — машина, в которой он ехал, 29 января 1943 г. провалилась в полынью на льду Финского залива.
Масштабные модели различных модификаций «Эмки», ГАЗ-11, ГАЗ-61 в масштабе 1:43 выпускались мастерскими Vector-Models (Херсон), Уральский Сокол (Екатеринбург), FV Models Cars, Moscow-Models, «Русская коллекция», AGD (Калининград) и «Студия КАН» (Краснодар).
В 2009 году масштабная модель ГАЗ-11-73 темно-зелёного цвета вышла в рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини». Также в 2010 год у «ДеАгостини» вышла модель ГАЗ М1 чёрного цвета, основным недостатком которой является частично пластиковый кузов, с лихвой компенсирующийся проработкой и цветом. В 2011 году в регулярном выпуске IST-Models вышла модель М-1 в бордовом цвете и с более высокой детализацией.
Фирмой Звезда выпущена пластиковая модель в масштабе 1:35.
В г. Кургане установлен на пьедестале у Автотехобслуживания (пр. Машиностроителей, 33)
Также автомобиль ГАЗ-М-1 можно увидеть в экспозиции Музея отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области. Машина полностью отреставрирована, на ходу.