Отель и музей "Легенды СССР"
Добро пожаловать в СССР

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка»

IMG_0048

ГАЗ -13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1956 году. «Чайка» имела на решётке радиатора декоративную деталь в виде характерного профиля крыла этой птицы. Над созданием «Чайки» (на тот момент ещё под условным обозначением ЗИМ-2) работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода. Исходно проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый. Согласно легенде, один из конструкторов на вопрос, почему победила именно «Чайка», ответил: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: «Волга», а над ней — «Чайка».
Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
Сам ГАЗ выпускал «Чайку» в следующих модификациях:
ГАЗ-13 — абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
ГАЗ-13А — по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках — «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук.
Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъёмочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Вероятно, вариантами киносъёмочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП. Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.
«Чайка» никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены. Никаких подтверждённых данных об автомобилях данной марки, новыми попавшими в личное пользование граждан, нет (по другим источникам, «Чайки» получили писатель Шолохов и балерина Уланова, женщина-космонавтТерешкова получила первый белый ГАЗ-13).
«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий. Служили они и в посольствах, как самого СССР за границей, так и других стран в СССР.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
Также «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие, для использования в качестве свадебных лимузинов.
В наше время основная масса сохранившихся «Чаек» используется в свадебном бизнесе, и, как правило, находится в полностью переделанном состоянии. Сохранившиеся аутентичные экземпляры находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.
В 2013 году во время празднования 50-летия полёта Терешковой на корабле «Восток-6» во время поездки по Ленинскому проспекту была использована «Чайка».
На 2015 год два фаэтона ГАЗ-13Б используются в качестве парадных автомобилей в Душанбе (Таджикистан).