Отель и музей "Легенды СССР"
Добро пожаловать в СССР

ГАЗ М20 «ПОБЕДА»

ГАЗ М20 «ПОБЕДА»

IMG_0046
«Побе́да» — легендарный советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — М-20.

28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235.999 машин, включая 14.222 кабриолетов и 37.492 такси. Силуэт машины высечен на надгробном памятнике её конструктора — А. А. Липгарта.
Существует версия, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почём у нас будет Родина?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен.
«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт — наряду с «Москвичом-400». До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. Она экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты,скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношёрстными автомобилями довоенных моделей. Уже в 1950-е годы «Победы» появились в Англии, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и США, куда их ввозили из Европы частные лица, — правда, преимущественно из любопытства.
В 1951 году на ГАЗе под руководством А. А. Смолина на базе кузовов и агрегатов «Победы» были построены три спортивно-гоночных автомобиля «Победа-Спорт» (ГАЗ-20-СГ1) для кольцевых соревнований.
Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год. Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт. На Западе советская машина получила достаточно благожелательные отзывы.
В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зелёного цвета. Первые такси с зелёным огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 04.09.1947 года.
В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37 492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее.
До 1956 года таксопарк Москвы был укомплектован только автомобилями «Победа» и ЗИС-110 (с 1956 года — также «Москвич-402» и ЗИМ).
Последние такси-«Победы» в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году.
В СССР и России масштабная модель М-20 в масштабе 1:43 промышленно не производилась. В единичных экземплярах её изготовляли любители.
В 2009 году модели М-20В «Победа» и ГАЗ-М20 «Победа» кабриолет в масштабе 1/43 вышли в рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини».
В 2010 году модель М-20 «Победа» в масштабе 1/43 выпущена в серии «Наш Автопром» ООО «Феран».
В 2011 году модель М-20А «Победа» (такси) в масштабе 1/43 вышла в рамках проекта «Автомобиль на Службе» от издательства «ДеАгостини». В 2013 году фирма «ДеАгостини» начала выпускать сборную модель модель автомобиля масштабом 1/8 в коллекции М-20 «Победа». Кроме того, модель М-20 «Победа» в масштабе 1:43 выпускается мелкосерийной модельной мастерской Херсон Моделс.