Отель и музей "Легенды СССР"
Добро пожаловать в СССР

Москви́ч-403

IMG_0033
Москви́ч-403 — советский автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с декабря 1962 по июль 1965 года.
Являлся переходной моделью между находившимся на конвейере до 1963 года «Москвичом-407» и автомобилем «Москвич-408», пошедшим в серию в 1964.
Всего было выпущено 105 726 Москвичей-403 с модификациями.
В начале 1960-х годов завод МЗМА готовился к переходу на принципиально новую по сравнению с выпускавшимися на тот момент «Москвичами» семейства 402—407 (кузов 425) модель — будущий «Москвич-408». Однако подготовка его производства затягивалась, причём большинство агрегатов нового автомобиля уже было готово к освоению, а запаздывали лишь производственные линии для штамповки и сварки кузовных панелей, как наиболее дорогостоящая и трудоёмкая в изготовлении составляющая производственного оборудования. В таких условиях было принято решение наладить выпуск «переходной» модели — в старом «425-м» кузове, но с полностью новым подрамником, на котором устанавливались силовой агрегат, передняя подвеска и рулевое управление от будущей модели «408». «Москвич-403» выпускался параллельно как с «Москвичом-407» (до 1963 года), так и с «Москвичом-408» (по лето 1965).
Следует отметить, что «Москвич-403» базовой модели практически не имел внешних отличий от «Москвича−407», за исключением задних фонарей, которые стали трёхсоставными взамен двухсоставных. Только так называемая «экспортная» (на самом деле на экспорт часто предлагались оба варианта оформления, как разные комплектации) модификация — М-403Э — имела изменённое оформление — широкую решётку радиатора с прямоугольными обводами, изменённый («двухэтажный») молдинг боковины, окрашенные под цвет кузова задние фонари, внешние зеркала заднего вида. Именно такой автомобиль показан на иллюстрации слева, но необходимо учитывать, что основная масса выпуска модели всё же имела обычное оформление, как на верхней иллюстрации.
Интересно отметить, что автомобильными критиками за рубежом обилие хромированного декора экспортной модификации было, вопреки ожиданиям создателей автомобиля, встречено негативно — в начале шестидесятых годов мода на обильную хромировку и многоцветные окраски уже проходила, в тренде были простые и чистые формы, как у готовящегося к выпуску «Москвича-408», дизайн которого за рубежом получил, напротив, вполне положительные отзывы.
Автомобиль совмещал кузов и верхнеклапанный двигатель М-407 (впоследствии модернизированный 407-Д1) c заимствованными у перспективного М-408 рулевым механизмом с маятниковым рычагом, передней подвеской с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормозами, подмоторной рамой и щитом передка. Педали сцепления и тормоза были переделаны из напольных в подвесные, соответственно главный тормозной цилиндр был перенесён под капот (ранее размещался под полом). Привод сцепления стал гидравлическим.
Появился омыватель ветрового стекла, но привод стеклоочистителей оставался механическим. Впервые в отечественном автомобилестроении были применены саморегулирующиеся колёсные тормозные цилиндры («с самоподводом»). Модернизирована рулевая колонка. Вал переключения передач был выполнен концентричным рулевому валу, вместо расположенного сбоку от него соосно у М-407, что позволило значительно уменьшить уровень вибраций рычага. Появилось новое рулевое колесо с утопленной ступицей, переключатель поворотников был перемещён на левую сторону (до этого был наверху рулевой колонки).
Двигатель М-407 до мая 1964 года полностью соответствовал «Москвичу-407» за исключением фильтра грубой очистки масла, который имел вертикальное расположение.
С мая 1964 года устанавливался двигатель М-407Д1, представлявший переходную модель к М-408. У данного мотора был увеличен диаметр коренных шеек коленчатого вала (57 мм против 51мм), установлены упорные полукольца, появился задний сальник коленвала (ранее его заменял буртик с маслосгонной резьбой). Размер шин = 5.60—15.
Самые поздние М-403 по некоторым данным могли комплектоваться уже 50-сильным «408-м» мотором с двухкамерным карбюратором.
Двигатель М-408 производился до 1981 года и, соответственно, устанавливался на целый ряд «Москвичей» от модели «408» до «2733».
Москвич-403 в кино
Личная жизнь Деда Мороза — экспортный Москвич-403ИЭ
Серые волки
Измена
Комсомольский билет (клип на песню группы «Объект насмешек»)
В игровой и сувенирной индустрии
Масштабная модель автомобиля «Москвич-403ИЭ» в СССР выпускалась на саратовском заводе «Тантал» недолгое время в конце 1970-х — начале 1980-х годов, после чего стала редкостью. В начале 2000-х гг производство модели было возобновлено, но без открывающихся дверей.
В конце апреля 2010 в рамках проекта Автолегенды СССР вышла модель «Москвич-403» (комплектация для внутреннего рынка, без «люксовой» отделки), белого цвета. Ранее, в 2009 году вышли «Москвич-407» ярко-синего цвета, а также «Москвич-423» горчичного цвета. После же вышла масштабная модель «Москвич-410» темно-зеленого цвета.