Отель и музей "Легенды СССР"
Добро пожаловать в СССР

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА

IMG_0053
ГАЗ-АА (полу́торка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка. Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.
Первый серийный ГАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
Во время войны «полуторка» была везде и всюду. Именно она, на пару с  ЗИС-5, вынесла на себе все тяготы и невзгоды первых месяцев войны, когда о поставках ленд-лизовских «Виллисов»и «Студебеккеров» еще даже не помышляли. В течение всей войны «полуторки» доставляли на передовую снаряды, перебрасывали подкрепление, тянули пушки и минометы, служили санитарными машинами. Они возили хлеб в блокадный Ленинград по ледовой трассе Ладожского озера. Именно на ГАЗ-АА осуществлялась основная эвакуация людей по льду Ладожского озера по Дороге жизни в период блокады Ленинграда. А в обратном направлении везли продовольствие, вооружение, медикаменты и различное снаряжение для героически обороняющегося окружённого города. ГАЗ-АА был легче другого отечественного грузовика тех лет — ЗИС-5 и поэтому на «полуторке» было безопаснее передвигаться по льду.
На «полуторках» держался тыл: из-за нехватки мужчин, ушедших на фронт, за ее баранку садились женщины. К 1941-му конструкция ГАЗ-АА выглядела явно устаревшей — Горьковский автомобильный завод выпускал без существенных изменений американский грузовик конца 20-х годов. Но именно такое качество, как простота, оказалось одним из самых главных и решающих во время войны.
Благодаря массовому конвейерному производству ГАЗ-АА оказался самым «многотиражным» грузовиком тех лет. Вообще приоритетное производство грузовиков — главная черта советского автомобилестроения 30-х годов. Стремительное развитие промышленности, сельского хозяйст­ва и армии требовало в первую очередь большого количества грузовых автомобилей. И все силы советские заводы бросали на их производство, сделав СССР мировым лидером по выпуску грузовых машин.
Масштабная модель ГАЗ-АА производилась заводом «Двигатель» (Ленинград).
В апреле 2011 г. фирма «Hongwell Toys Limited» по заказу ООО «Феран» (торговая марка «Наш Автопром») выпустила модель ГАЗ-АА с тентом над кузовом (цвета: защитный, зелёный глянцевый) и без тента (цвета: серый, чёрный с хромом, чёрный) в масштабе 1:43.
В феврале 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-АА с тентом, отлитым единой деталью с кузовом.
Во многих городах бывшего Советского Союза установлены памятники автомобилю ГАЗ-АА. Автомобиль представлен в ряде музеев России.