Отель и музей "Легенды СССР"
Добро пожаловать в СССР

Москви́ч-408

Москви́ч-408

IMG_0037
«Москви́ч-408» — советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа «четырёхдверныйседан». Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич». Существовала также «переходная» модель от второго поколения к третьему — «Москвич-403», которая сочетала кузов и двигатель предыдущего поколения с основными техническими элементами будущей модели «408», она выпускалась с 1962 по 1965 год, с какого-то момента параллельно с М-408.
Сохранив основные габариты практически аналогичными своим предшественникам, автомобиль получил полностью новый, более низкий и элегантный кузов современной формы, с более просторным и комфортабельным салоном, отличной обзорностью с места водителя и более рациональным расположением пассажиров, а также 13″ обода колёс, намного лучше вписывающиеся в представление о дизайне европейской малолитражки начала шестидесятых годов. Стал немного мощнее двигатель, за счёт чего несколько улучшились динамические качества, заметно улучшились ходовые качества — устойчивость и управляемость. Тормозная динамика по сравнению с последними моделями предыдущего поколения осталась примерно на том же уровне, однако надёжность работы тормозной системы была повышена, а объём работ по техническому обслуживанию — сокращён за счёт «самоподвода» колёсных тормозных цилиндров.
«408-й» отличался стильным и современным по меркам середины шестидесятых годов дизайном, имел достаточно высокие уровни комфорта и комплектации для своего времени и класса. Однако автомобиль сохранял устаревший и уже недостаточно мощный нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей «Москвичей», а также коробку передач с не синхронизированной первой скоростью.
До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45 % выпуска, в 1967 — около 51 %, в 1969 — около 64 % (последнее — с учетом модели «412»).
М-408 за рубежом:
Москвич-408 широко экспортировался во многие страны мира. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне в Earls Court Arena, а уже на следующий год начался экспорт серийных автомобилей.
Экспортные модификации часто (но не всегда) имели четырёхфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель (55 л.с.), часто — улучшенную отделку салона. Экспорт шёл, в том числе, и в Западную Европу, преимущественно в Бельгию, Нидерланды, Францию, Скандинавские страны, Финляндию, в меньшей степени —Великобританию и другие страны.
По европейским меркам «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали сравнительно невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая и живучая конструкция при достаточно высоком уровне качества.
М-408 в кино
«Москвич-408» снялся в фильме «Бриллиантовая рука» (вышел в 1968 году) в роли автомобиля Шефа. Несмотря на то, что в одной из ставших «крылатой фразой» реплик персонажа он назван «новой моделью», на самом деле это не «Москвич-412», действительно только что освоенный в те годы, а именно М-408 в исполнении с четырьмя фарами (это видно в одной из сцен по агрегатам под капотом)[8]. Тот же автомобиль был показан в фильме «Внимание, черепаха!».
Также автомобиль «Москвич-408» эпизодически появляется в фильме «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя», сериале «Улицы разбитых фонарей» (серия «Тёмное пиво, или Урок английского») и видеоклипе на песню группы «Объект насмешек» «Комсомольский билет».
В игровой и сувенирной индустрии
Модель Москвича-408 в масштабе 1:43 изначально выпустила французская фирма Dinky Toys в 1970-х годах. На сегодня такая модель считается раритетом в кругах коллекционеров. С середины 1970-х годов и до нынешних дней, скопированная с вышеназванного западного аналога, первая в СССР крупносерийная масштабная модель 1:43, модель Москвич-408 в исполнениях с 4-мя круглыми и 2-мя квадратными фарами выпускается ПО «Тантал», позже «Агат», ныне «Моссар». Модели произведены самыми большими тиражами, по сравнению с другими моделями автомобилей. Выпускаются разные модификации: медпомощь, пожарный, ГАИ, такси, учебный и др.
«Москвич-408» ранних выпусков (до рестайлинга 1969 года) относится к категории автомобилей-олдтаймеров и является предметом коллекционирования; статус более поздних вариантов модели пока ещё менее определён. В постоянной эксплуатации машин этой модели практически не осталось из-за неприспособленности к современным дорожным условиям и дефицитности запчастей.